Мак-Артур, Джон. Толкование книг Нового Завета: 1 Петра. Минск: «СЕО», 2013. 330 стр.

image

Рецензию подготовил Лелиовский Николай.

Библейские комментарии (ровно как разные словари и справочники) – большое благословение в моём служении, за которое я искренне благодарен Господу и братьям и сестрам, приложившим к ним свою руку. 

Толкование Первого послания Петра – очередной том из прекрасной серии выдающегося проповедника, изданный после продолжительной паузы. На сегодняшний день серия Толкование книг Нового Завета Джона Мак-Артура на русском языке включает в себя следующие тома: Евангелие от Матфея (т. 1-4), Иакова, Римлянам, 1 Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Колоссянам и Филимону, 1 Тимофею, 2 Тимофею, Титу и, с недавнего времени, 1 Петра. 

Эта серия комментариев основана на служении экспозиционной проповеди Джона Мак-Артура, который за сорок лет служения проповедовал стих за стихом по каждой книге Нового Завета и по двум книгам Ветхого. Соответственно, комментарий относится к «экспозиционной» категории. Экспозиционные комментарии, в отличие от экзегетических, не требуют от читателя знаний оригинальных языков и специализированной терминологии и  призваны помочь как служителям, так и верующим, желающим глубже изучать Писание. 

Толкование 1 Петра издано в твердом переплете, на качественной бумаге, а текст набран достаточно большим шрифтом, приятным для чтения. Сам комментарий дополнен библиографией, указателем греческих слов, указателем на места Писания и предметным указателем, что всегда облегчает работу с книгой и делает её более эффективной. 

Мак-Артур проповедовал в своей церкви по 1 Петра в течении трех лет (1988-90), а комментарий был издан на англ. яз. в 2004 г. 

Этот замечательный комментарий, не имеющий аналогов на русском языке, исправляет, как мне кажется, один существенный недостаток, от которого страдают некоторые предыдущие тома этой серии. Он состоит в том, что некоторые комментарии Мак-Артура не дополнены планом книги. На мой взгляд, подробный план книги является крайне важным средством для понимания структуры книги, а также развития аргументации библейского автора. Подробный план книги также помогает студенту ориентироваться в общем контексте каждого отдельного отрывка и стиха. План 1 Петра, который можно найти на 17 стр. книги, идентичен плану из учебной Библии Мак-Артура на стр. 1689. 

За кратким предисловием (стр. 5-6) следует полезное введение к 1 Петра (стр. 7-16). Введение полезно не только мастерским и содержательным очерком об авторе (чем всегда отличались комментарии этой серии. См., к примеру, Толкование Римлянам, где Мак-Артур предлагает читателям великолепный очерк об ап. Павле), но также обсуждением и опровержением аргументов ученых-скептиков, отвергающих подлинность 1 Петра. 

Среди положительных сторон комментария также нельзя не отметить, что 258 страниц, которые уделены собственно комментарию, представляют достаточно пространства для подробных экзегетических, гомилетических и практических замечаний.  

К примеру, размышления Мак-Артура над отрывком 5:1-4, адресующим пасторскую заботу о стаде, должны, как мне кажется, быть обязательным чтением для любого брата, желающего быть служителем в Теле Христовом. К примеру, Мак-Артур утверждает: «Пасторы должны настолько участвовать в жизни паствы, чтобы показывать людям благочестивый пример для подражания. Самым важным аспектом духовного руководства и самым лучшим экзаменом на его эффективность является сила примерного поведения… пастор должен быть не ленивым, а усердным; иметь внутреннее побуждение, а не принуждать себя быть верным; и быть не безразличным, а ревностным в доверенном ему деле. Когда сердце полностью принадлежит Христу и руководствуется любовью к Нему и к людям, то внутреннее побуждение устраняет необходимость в каком-либо внешнем давлении» (стр. 272). 

В заключение, хотел бы сказать несколько слов о том, как автор подходит к толкованию сложных отрывков, ведь, несмотря на то, что Пётр усматривал «нечто неудобовразумительное» в посланиях Павла, 1 Петра содержит один из самых сложных для понимания отрывков в Новом Завете, а именно 1 Петра 3:18-22: 

18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,  19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.  

Те, кто знаком с объяснением этих стихов в учебной Библии Мак-Артура, не удивятся, встретив в комментарии подробное изложение классического толкования этого отрывка, согласно которому Христос после распятия сошел в ад, где провозгласил свою победу над грехом и смертью падшим ангелам. Не являясь сторонником данной интерпретации, я, всё же, вынужден отдать должное хорошей презентации этого взгляда Мак-Артуром, который также кратко излагает своё понимание других существенных отрывков в понимании этого текста (к примеру, Быт. 6:1-4; 2 Пет. 2:4-6; Откр. 9:1-2). Кроме того, комментируя 1 Пет. 3:20-21, Мак-Артур верно, на мой взгляд, отмечает, что Петр «не имел в виду водное крещение», а речь идет о «духовном союзе» верующего со Христом (стр. 221-222).    

Ещё одним текстом, порой приводящим толкователей в недоумение, является 1 Петр 4:1-6, в частности фраза из шестого стиха «ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом». Из множества существующих толкований Мак-Артур отдаёт предпочтение следующему: «спасительная весть о Христе была благовествуема тем, кто слышал и поверил в Него, но умер до того, как писал Апостол» (стр. 235). Значение этого отрывка Мак-Артур видит в следующем: «вопреки угрозе несправедливого обращения и возможной смерти верующие должны без боязни принимать страдания, зная, что всё, что может сделать смерть, — это торжественно ввести их вечный дух в Небесно Царство» (там же).  

В целом, это Толкование Первого послания Петра будет прекрасным дополнением библиотеки любого служителя, проповедника и христианина, желающего глубже изучить это послание. Несмотря на то, что читатель может не согласиться с мнением автора в отношении каждого отдельного отрывка, этот комментарий представляет собой хороший образец продуманного анализа текста с учётом нюансов оригинального языка, контекста и культурно-исторического фона, а также практического применения этого послания в жизни и служении современных христиан.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s