Брюс М. Мецгер, Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. Москва: «ББИ», 2006. 360 стр.

novyj_zavet-_kontekst_formirovanie_soderzhanie

Рецензию подготовил Максим Король (служитель Днепровской церкви ЕХБ, бакалавр пасторского служения Ирпенской библейской семинарии)

Книга написана всемирно известным специалистом по Новозаветной текстологии Брюсом Мецгером.После прочтения данного труда вы будете приятно удивлены изысканным и простым языком признанного специалиста в области библеистики.

Книга состоит из трех частей, которые включают в себя двенадцать глав, приложения и словарь.

В первой части автор кратко показывает политическую обстановку палестинского иудаизма и какие события предшествовали появлению Иисуса Христа. Брюс Мецгер делает также обзор религиозный партий, которые существовали как до и во времена Иисуса Христа. Данная информация является полезной для любого читателя Библии, потому она помогает лучше понимать Писание. Например, для того, чтобы точнее понять смысл слов Иоанна Крестителя обращенные к фарисеям и саддукеям: «порождения ехиднины», нужно знать о различных «видах» фарисеев, которые существовали во времена Иисуса Христа. Брюс Мецгер приводит данные из Талмуда и показывает несколько видов фарисеев, среди которых можно отметить так называемых «вечно подсчитывающих» фарисеев, то есть, которые постоянно подсчитывали баланс своих добрых и злых дел или «горбатых» фарисеев, которые ходили сутулясь, демонстрируя свое смирение. Поэтому, когда Иоанн сурово обличал фарисеев и саддукеев, то учитывая написанное выше, можно предположить, что его критика была направлена не на всех фарисеев, которые существовали в то время, но на тех религиозных лидеров, которые не придерживались наследия праведных учителей закона (стр. 44). Кроме того, читателям предоставлена информация о методах обучения раввинов, о значении храма и его ритуалов для иудеев, в чем состоял смысл синагоги и синагогальной службы. Также, сделан краткий обзор по философским школам греко-римского мира и мистериальным религиям, которые существовали в то время.

Во второй части книги сделан обзор нехристианских (иудейских и языческих) и христианских (канонических и неканонических) источников о жизни и служении Иисуса Христа. Приводятся древние тексты авторов, которые свидетельствуют о жизни Иисуса Христа. Также автор анализирует научные методы, с помощью которых ученые исследуют Евангелия. Брюс Мецгер в сжатой форме дает характеристику каждому научному методу и показывает его сильные и слабые стороны. К чести автора стоит отметить, что он не соглашается со многими выводами либеральных ученых касательно жизни Иисуса Христа. Например, Брюс Мецгер считает, что Новозаветные Писания о жизни Иисуса Христа не искажают их первоначальные смыслы. В качестве доказательства своего мнения он приводит следующие аргументы: «…было несколько обстоятельств, которые мешали христианам попросту придумывать традиции. Во-первых, долгое время еще были живы свидетели, которые не дали бы сложиться полностью искаженной картине. Во-вторых, Иисус, видимо, иногда прибегал к раввинистическому методу обучения, стараясь запечатлеть слова в памяти своих учеников, — что тем самым гарантировало высокую степень точности при передаче учения» (стр. 94-95). Такое отношение Б. Мецгера к тексту Нового Завета радует. Но, к сожалению, он не везде придерживается консервативных взглядов. Об этом будет написано ниже.

В третьей части своего труда Брюс Мецгер акцентирует внимание на апостольском периоде и распространении христианства в греко-римском мире. Уделяется много внимания апостолу Павлу, как распространителю христианства в языческом мире. Данный материал написан в форме увлекательного рассказа, содержание которого состоит из выдержек из книги Деяний и посланий апостола Павла. Кроме того, в данной главе дается краткий анализ всех посланий Нового Завета и описан процесс формирования канона Нового Завета.

В приложении предоставлена информация о том, как сохраняли и передавали текст Нового Завета от поколения к поколению. Дается обзор различных переводов Библии. В словаре автор дает значение слов, которые есть в книге и могут быть непонятными для читателя. Кроме того, книга снабжена обильной библиографией, которая направлена на помощь изучающему Новый Завет.

Несмотря на очевидную полезность данного труда, стоит отметить, на наш взгляд, некоторые его недостатки. Во-первых, будучи ученым, Брюс Мецгер естественно высоко отзывается о научных методах исследования жизни Иисуса Христа (история/анализ/критика форм). И несмотря на то, что он не соглашается со всеми выводами, все же, он убежден, что Евангелия не всегда несут строго исторический характер. Во-вторых, при прочтении книги временами складывается впечатление, что автор сомневается в безгрешности Иисуса Христа и предполагает, что у него были греховные мотивы. Например, Брюс Мецгер пишет: «Неоднократно, наверное, во время своей проповеди Иисус сталкивался с искушением увеличить свою популярность, поразив толпу могущественными чудесами» (стр. 125). В последующих предложениях автор отрицает такое желание Иисуса Христа. Но, тем не менее, подобные предположения весьма опасны для христианского консервативного  понимания личности Иисуса Христа. В-третьих, будучи последовательным в своих убеждениях и доверии научным исследованиям, Брюс Мецгер, также, считает, что некоторые послания, которые названы именами апостолов на самом деле не были написаны апостолами (стр. 280). Подобное мнение отличается от взгляда консервативных исследователей на авторство посланий и подрывает авторитет Священного Писания.

И, тем не менее, подобные недостатки книги не должны отпугивать любознательных читателей консервативного толка. Несомненно, книга достойна внимания интересующегося читателя. На мой взгляд, данный труд обязателен для прочтения проповедникам и ведущим малых групп по изучению Писания.